Стратегии реагирования на чрезвычайные ситуации в учебных заведениях
Опасность чрезвычайных ситуаций в том, что они возникают внезапно и требуют экстренного реагирования. В таких случаях безопасность во многом зависит от правильности и своевременности действий сразу после происшествия. Они могут касаться эвакуации, перехода в укрытие, использования средств индивидуальной защиты, вызова служб экстренного реагирования и иных мер, направленных на минимизацию последствий случившегося.
В школах ситуация может осложняться тем, что педагогическому составу, охранникам и другим работникам приходится иметь дело с большим количеством детей, которые при нештатной ситуации в силу возраста могут повести себя непредсказуемо. Например, если на учебное заведение напали террористы и необходимо всем классом тихо отсидеться в кабинете, кто-то из детей может запаниковать и заплакать, выдав местонахождение всего коллектива. А в случае химической или бактериологической опасности не каждый ребенок способен правильно воспользоваться средствами индивидуальной защиты, в то время как у педагога в экстренной ситуации может не оказаться времени для того, чтобы проконтролировать всех учеников.
Чрезвычайные ситуации, с которыми могут столкнуться школы
Перечень потенциальных опасностей может зависеть от специфики и месторасположения конкретного учебного заведения, местного контингента, национального менталитета и других особенностей. В общем случае существует риск возникновения следующих чрезвычайных ситуаций:
- возгорание (при этом опасность представляет не только пламя, но и задымление помещений, которое может привести к тяжелым отравлениям вплоть до летального исхода);
- затопление (здесь большие риски связаны с вероятностью коротких замыканий и поражения электрическим током);
- загазованность (такая опасность существует в школах, где эксплуатируется кухонное или отопительное оборудование на природном газе);
- киднеппинг (повышенному риску подвержены престижные учебные заведения, где учатся дети состоятельных родителей);
- террористическое нападение, в том числе с захватом заложников (вероятность подобного повышается в регионах с нестабильной социально-политической обстановкой, а также в периоды экономических кризисов и прочих подобных обстоятельств);
- природные катаклизмы (ураганы, землетрясения, обильные осадки и т. п.);
- техногенные аварии (взрывы, нарушение систем жизнеобеспечения, смещение или обрушение строительных конструкций, выбросы опасных химических, радиоактивных, биологических веществ и пр.);
- боевые действия, в том числе проходящие в соседних регионах (например, школы могут подвергаться нападению беспилотных летательных аппаратов или диверсионных групп).
К числу наиболее сложных чрезвычайных ситуаций относится непредсказуемое поведение одного или нескольких учащихся. В относительно безобидных случаях все может ограничиться распылением газового баллончика или нанесением легких телесных повреждений без последствий для здоровья. Но известно немало трагических примеров, когда учащиеся или недавние выпускники проносили в школу холодное и огнестрельное оружие, что приводило к многочисленным жертвам среди учеников и педагогического состава. Ситуация осложняется тем, что в учебном заведении находится большое количество детей, и проследить за тем, что приносит с собой каждый из них, зачастую нет возможности.
Роль администрации и охраны в управлении кризисными ситуациями
Практически всегда первые действия при чрезвычайных происшествиях предпринимаются администрацией и сотрудниками охраны (при их наличии). Профильные ведомства и службы экстренного реагирования подключаются позже — после того, как им становится известно о случившемся. Исключением являются ситуации, когда они выезжают при срабатывании пожарной или охранной сигнализации.
Порядок действий педагогов и охранников может зависеть от текущих обстоятельств. В любом случае необходимо предпринять все меры для того, чтобы быстро сообщить о случившемся службам экстренного реагирования. Хорошо, если получится нажать тревожную кнопку, которая находится в пределах досягаемости. В других случаях остается телефонная связь, причем важно понимать, что при техногенных авариях или природных катаклизмах мобильные телефоны могут не работать, в таких ситуациях более надежным вариантом считается стационарная проводная телефонная сеть.
Но действовать нужно по обстоятельствам. Иногда в приоритете — обеспечить вначале безопасность учащихся, например — срочно вывести их в безопасное место, и только после этого вызывать помощь и ставить в известность вышестоящие инстанции.
Большая роль по предотвращению чрезвычайных ситуаций или минимизации их последствий отводится мерам превентивного характера. Классные руководители, социальные педагоги и школьные психологи должны знать ситуацию в семьях учащихся, а также контролировать морально-психологическую обстановку в классе. Не секрет, что во многих случаях агрессорами становятся дети и подростки, ранее подвергавшиеся травле и буллингу со стороны одноклассников и других сверстников. Причиной нападения часто является доведение до отчаяния и желание жестоко отомстить не только обидчикам, но и всему несправедливому, по мнению агрессора, окружающему миру. Также непредсказуемым поведением могут отличаться учащиеся из неблагополучных семей.
Педагогическому составу школ следует знать, какие предприятия и производства находятся в данном регионе и в чем заключается их потенциальная аварийная опасность (пожары с выделением токсичных компонентов, взрывы, залповые ядовитые выбросы в атмосферу и т. п.). Это позволит заранее разработать планы эвакуации и комплекс других мер на случай непредвиденного развития ситуации. Важно помнить, что на старых предприятиях, в том числе оставшихся от советских времен, оборудование и очистные системы могут находиться в предаварийном состоянии и представлять собой серьезный источник опасности.
В каждом классе, мастерской, кабинете, спортивном и актовом залах, столовой и других помещениях обязательно наличие:
- актуального плана эвакуации (если он предусматривает использование одного или нескольких запасных выходов, доступ к ним должен быть свободным, а если двери закрываются на ключ — в плане эвакуации необходимо указать его местонахождение);
- средств пожаротушения, использование которых не предусматривает обязательного специального образования или навыков (обычно это порошковые или универсальные огнетушители);
- медицинской аптечки с набором средств и препаратов для оказания неотложной помощи (водный раствор аммиака, перевязочные бинты, кровоостанавливающие жгуты, вата, йод или зеленка).
Также в школе должна находиться кабельная радиоточка или действующая радиосеть. Это необходимо для оповещений, предупреждений и указаний в ситуациях, когда беспроводные каналы связи (мобильные телефоны, Wi-Fi и пр.) не работают или воспользоваться ими невозможно.
Стратегии коммуникации с учителями и родителями при чрезвычайных ситуациях
В любой нештатной ситуации учитель должен сохранять самообладание и не допускать паники среди учащихся. Необходим полный контроль обстановки, как бы ни складывались текущие обстоятельства. Как показывает практика, во многих случаях именно паника приводит к необоснованным тяжелым последствиям (типичный пример — когда перепуганные дети начинают выпрыгивать из окон школы, что становится причиной переломов и других травм).
При чрезвычайном происшествии важно понимать, что многие родители в подобных ситуациях также впадают в панику. Они начинают беспрерывно звонить учителям, администрации, лично приезжают в школу и зачастую серьезно мешают проведению спасательной или контртеррористической операции. Поэтому руководству школы и охранным службам необходимо сразу после случившегося предпринять все меры для того, чтобы на прилегающую территорию могли попасть исключительно те, кому это положено по должностным обязанностям.
В некоторых случаях целесообразно попросить детей отключить мобильные телефоны. Это актуально, например, если при вооруженном нападении на школу учитель с учениками укрылись в одном из помещений. В такой ситуации телефонный звонок от паникующих родителей способен выдать местонахождение детей. Кроме этого, из-за необходимости ответить родственникам ребенок может не услышать важных оповещений или указаний, от выполнения которых зависят его здоровье и жизнь.
Оптимальный вариант — когда при возникновении чрезвычайной ситуации администрация школы или вышестоящей организации создает оперативный штаб, который будет не только координировать действия спасательных и других служб, но и отвечать на звонки родителей по многоканальной телефонной линии.