Организация частного охранного предприятия: как открыть ЧОП
Охранный бизнес находится под пристальным контролем со стороны государства, особенно в отношении компаний, работающих с огнестрельным орудием и спецсредствами. Это нужно учитывать сразу и помнить при осуществлении деятельности. При грамотной постановке дела охранное предприятие может давать неплохой доход, и далее мы расскажем, как организовать его с нуля.
Маркетинг, анализ рынка, рентабельность
Первый этап — изучение рыночной конъюнктуры, потребностей целевой аудитории, расчет рентабельности предприятия, составление бизнес-плана. При отсутствии должного опыта имеет смысл обратиться к профессионалам. На этой стадии определяется перечень всех профильных услуг, которыми могут являться:
- установка охранных сигнализаций и СКУД;
- обеспечение безопасности объектов;
- пультовая охрана;
- выезд группы быстрого реагирования;
- патрулирование территорий, в том числе вооруженными охранниками;
- сопровождение грузов и пр.
Оценивается рыночная востребованность каждой услуги, ее стоимость, рентабельность, объем необходимых инвестиций и другие финансово-экономические показатели.
Регистрация
Заниматься охранной деятельностью вправе только юридические лица. В большинстве случаев оптимальная организационно-правовая форма ЧОП — общество с ограниченной ответственностью. Необходимо подготовить следующие документы:
- устав частного охранного предприятия;
- протокол собрания учредителей с решением о создании фирмы;
- договор аренды помещения, в котором будет зарегистрировано предприятие, или гарантийное письмо от собственника;
- заявление по установленной форме Р11001;
- документ, подтверждающий открытие банковского счета;
- квитанция или иное подтверждение уплаты государственной пошлины.
Если планируется работать по упрощенной системе налогообложения, к перечисленным документам нужно прикрепить соответствующее заявление.
Также необходимо сформировать уставный фонд. Если предприятие планирует обеспечивать безопасность с использованием технических средств и вооруженной охраны, его размер должен быть не менее 250 000 рублей. Для всех остальных ЧОП минимальный уставный фонд — 100 000 рублей.
Получение лицензии
Работа частных охранных предприятий относится к лицензируемым видам деятельности. Разрешение выдается в МВД после регистрации ЧОП. Документ действителен в течение 5 лет, но его можно продлевать неограниченное количество раз. Для получения лицензии необходимо подготовить копии учредительных документов, договор с руководителем предприятия, копии служебных удостоверений охранников, а также выписку из ЕГРЮЛ. Разрешение выдадут при соблюдении следующих условий:
- формирование уставного капитала только за счет собственных средств учредителей (привлечение кредитов недопустимо), при этом 50 % должен составлять имущественный вклад;
- отсутствие в числе учредителей лиц с судимостью, двойным гражданством или без такового, иностранцев, государственных служащих, юридических лиц с иностранным капиталом, общественных организаций;
- наличие удостоверения частного охранника, а также профильного образования у руководителя ЧОП.
Все спецсредства (дубинки, наручники, электрошокеры и пр.) должны быть сертифицированы. Обязательно наличие разрешения на их хранение (его можно получить в МВД), а также помещения, где они будут храниться, соответствующего требованиям санитарной и пожарной безопасности. Предприятие должно иметь как минимум трех штатных работников с удостоверением охранника.
Требования к помещению ЧОП
Наличие офиса — одно из условий для регистрации частного охранного предприятия и получения лицензии. Местонахождение непринципиально, руководство ЧОП может выбирать помещения на основании собственных предпочтений. Основные требования:
- наличие нескольких комнат или кабинетов (для приема клиентов, отдыха охранников, хранения оружия и спецсредств);
- возможность подключения сигнализации и установки решеток на окнах;
- отделка поверхностей пулеулавливающим материалом, исключающим вероятность рикошета при выстреле.
Желательно наличие кухонного помещения, а также санузла с душем. В комнате для хранения огнестрельного оружия и спецсредств необходимо предусмотреть место для зарядки/разрядки. Оно должно находиться под сигнализацией и постоянной охраной, а также иметь решетки на окнах и дверях.
Если предприятие располагает группой быстрого реагирования, то для нее необходимо предусмотреть отдельную комнату площадью не менее 20 квадратных метров.
Персонал
На должности охранников желательно нанимать специалистов с опытом работы. Их услуги могут обойтись дороже по сравнению с новичками, но не придется тратиться на обучение. Впоследствии, когда предприятие обретет финансовую устойчивость и будет получать стабильный доход, можно вкладывать деньги в обучение персонала.
Бухгалтера, специалиста по кадрам, юриста на первых порах лучше привлекать на условиях аутсорса, обратившись в консалтинговую компанию или к частным специалистам. Это обойдется дешевле, чем нанимать сотрудников в штат.
Потребуется один или несколько менеджеров по работе с клиентами, а также уборщица. К этим специалистам не предъявляется особых требований. На начальном этапе деятельности целесообразно привлечь маркетолога: он организует рекламную кампанию, займется продвижением и обеспечит приток первых клиентов.